МЕТОД ПРОВОКАЦИЙ КАК СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКА

МЕТОД ПРОВОКАЦИЙ

КАК СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКА.

Тема проекта метод провокациикак способ  Итак, работая в школе и взяв руководство над классом мы столкнулись с одной проблемой. Суть данной проблемы такова — как измерить личностные результаты учащихся. С одной стороны, нет ничего сложного. Надо разработать контрольно-измерительные материалы и на основе их провести оценку личностных результатов. Но тут и возникает в полный рост наша проблема.

Если с разработкой измерительных материалов нет проблем, то с критериями оценивания этих заданий возникают сложности. По каким критериям необходимо оценивать личность? Ведь по сути оценивая личностные результаты ученика, мы оцениваем его личность. А каковы критерии оценки личности?Вот тут нам на помощь приходит ФГОС. В данном документе чётко прописано по каким критериям должно оценивать личностные результаты. Этих критериев 11.

Итак по ФГОС   Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Формирование личностных результатов происходит на уроках по всем предметам, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья, в процессе самообразования. Значительную роль в формировании личностных результатов образования играет система воспитательной работы школы.

Казалось бы, что не ясно? Даны критерии личностного развития, их всего одиннадцать, выдавайте учащимся задания по данным критериям и ставьте оценки. Но вот проблема, к данным критериям по которым оценивается личностный результат нет системы шкалирования. Например, критерий гражданской идентичности. По каким критериям мы должны оценивать работы данные ученикам по гражданской идентичности? Какую работу, выполненную учеником мы можем оценить на отлично, а какую на удовлетворительно?И как вообще мы можем оценить ученика как отличного патриота и гражданина или удовлетворительного? И как можно оценить личность, его развитие? Как «загнать» такую сложную систему как развивающийся человек в рамки оценивания и стандарта?После длительного размышления и оценивания поставленной перед нами задачи мы пришли к выводу, что шкальная и стандартизированная система оценивая личностных результатов, а по сути оценивания личности, нам не подходит.

Но как тогда оценивать? А очень просто.

Современная наука даёт нам такие инструменты. И это инструменты применяемые такой наукой как социология. Социологи при измерениях применяют систему относительного измерения, не выраженную в цифрах, а выраженную в относительных величинах. Таких как лучше, хорошо, сильно и т.д

Дело в том что в социологии а так-же в психологии применяются такие методы оценивания личности как опрос, наблюдение, тестирование, и многие другие. У каждого из этих методов есть свой инструмент, при опросе используется анкета, при наблюдении используется, бланк наблюдения и т.д.

Но мы предлагаем вам ещё один метод измерения личностных результатов учащегося. Этот метод так или иначе активно используется в обществе всеми нами и является одним из способов достижения желаемых результатов. Этот метод мы назвали методом провокации, а инструментом данного метода является ситуация.

А теперь подробнее. Что-же такое метод провокации в педагогике? При просмотре материалов на данную тему мы не смогли обнаружить научно обоснованного определения провокации как метода воспитания или обучения. Есть лишь научное определение провокации в психологии как действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие провоцируемого с целью искусственного создания тяжёлых обстоятельств для провоцируемого. То есть в данном случае, как вы заметили, провокация несёт чаще всего негативный характер.

Да и у каждого из вас наверняка были в жизни такие ситуации, когда вас провоцировали совершить то или иное нарушение правил и норм поведения. Так сказать, брали на слабо.

То есть вас намеренно ставили в ситуацию, когда вы были вынуждены доказывать свою состоятельность в той или иной сфере, или доказать свою принадлежность к группе, или доказать свою социальную значимость. Например, ученик школы при конфликте своего класса с другой группой вынужден принимать участие в конфликте, иначе он будет признан изгоем и трусом. Или сдача норматива на краповый берет во внутренних войсках, где краповый берет имеют право носить только лучшие из лучших, проходя для этого очень жёсткий отбор. Зачем они это делают? Зачем они проходят такой жестокий отбор, сравнимый с пытками? Всё дело в принадлежности к элитной группе. Каждого из них убеждают в том что он может стать членом элитной группы, берут как говорят «на слабо».

Вообще, ни для кого не секрет что человек является существом социальным, или даже стайным. Для него жизненно необходимо причислять себя к той или иной группе. Но чтобы стать членом группы он вынужден пройти отбор и соблюдать нормы и правила этой группы, а для этого эти нормы надо знать.

В общественной жизни человек сталкивается с провокацией постоянно. Ты солдат, так докажи, встань на защиту страны, ты полицейский-защити человека, ты  спортсмен-победи, ты поэт-напиши стихи и т.д. даже у преступники используют провокацию для достижения своих целей. И очень часто дети школьного возраста попадаются на такие уловки и нарушают закон.

Но как я уже говорил провокация научно обоснована только в такой науке как психология. В педагогике провокация упоминается лишь как способ удержать внимание учащегося, привлечь его внимание к изучаемому материалу.

Мы же предлагаем применять метод провокации как мотивационную составляющую.

Поясню. Дело в том что любой ученик является членом какой либо социальной группы и в дальнейшем своём развитии хочет стать членом более элитной группы социума. Вот на этом моменте мы можем сыграть. Например, любой ученик считает себя человеком. Но знает ли что такое человек, может ли он доказать, что является человеком?На уроках обществознания нами применялась такая провокация, вы считаете себя человеком? Конечно да! А как вы докажете, что вы человек? В данном случае ученик, отстаивая свою позицию вынужден изучить огромное количество как теоретического материала, так и практические исследования по человеку, чтобы на уроке прилюдно доказать свою принадлежность к человеческому роду.

Такой же метод обучения можно применять для усвоения учеником таких понятий как личность, индивидуальность, талант, гражданин, патриот и др.

Но должен заметить что данный метод имеет ограничения в своём применении, так как его очень сложно адаптировать для точных и естественных дисциплин. Так же данный метод необходимо применять только в средних и старших классах, так как начальные классы в силу неустойчивости своего мировоззрения и психологической незрелости могут приобрести комплексы неполноценности, которые сложно будет корректировать. Но даже при применении метода провокации в средних и старших классах необходимо очень тонко выбирать провокационную ситуацию, так чтобы ученик обязательно смог доказать свою позицию. В противном случае мы рискуем понизить самооценку ученика.

Далее, есть ещё один момент при использовании данного метода. Перед тем как поставить ученика в ситуацию доказательности своей позиции, мы обязаны дать ему инструментарий, с помощью которого он сможет доказать свою принадлежность к той или иной группе, или свою состоятельность как член социальной группы или слоя. Иначе мы снова рискуем снизить самооценку ученика.

Но и это ещё не всё. Мы говорим о том, что человеку постоянно приходится доказывать свою принадлежность к той или иной социальной группе, или же доказывать свою состоятельность и социальную значимость как члену общества.В данном случае, прежде чем ставить ученика в ситуацию доказательности, нам необходимо привлечь его к той или иной группе, доказать ученику, почему та или иная социальная группа лучше и уважаема, какими прерогативами она пользуется, чем она привлекательна.

То есть в данном случае очень много зависит от того как педагог сумеет создать провокационную ситуацию, или как мы её называем ситуацию доказательности.

Как уже упоминалось данный метод можно активно использовать на уроках истории, обществознания, на классных часах в воспитательных целях.

Вы уже поняли, что метод зиждется на тезисе и антитезисе, например

Я человек ———————————я антропоморфное животное

Естественно ученик проявит старательность при подборе материала с помощью которого он докажет вам и классу что он является человеком.

Таких тезисов и антитезисов можно создать много.

Я индивид———————я копия

Я личность———————я серая масса

Я талантлив——————я бездарь

Если вы заметили, то все тезисы имеют форму Я.  И это не случайно, ведь именно через себя человек усваивает знания. Доказывая свою принадлежность или состоятельность ученик будет более всего мотивирован, ведь он будет отстаивать своё место в картине мира.

Данный метод мы использовали при для мониторинга сформированности гражданской идентичности у учеников. Вернее будет сказать мы мониторили один из критериев гражданской идентичности.  А именно такой как «чувство сопричастности и гордости за родину, народ и историю».

Ученики были поставлены в ситуацию.

Являетесь ли вы патриотами? Конечно.

Тогда назовите мне хоть одного героя России и расскажите его историю.

Патриот знает историю своей страны и её героев если вы этого не знаете вы не можете называть себя патриотами!

Результат такой провокационной ситуации вы видите на диаграмме.

Ученики к концу года самостоятельно изучили историю героев и выполнили творческие работы по героям России. К концу года учеников не знающих героев и их историю не осталось.

В заключении считаю нужным сказать. Провокация –это то с чем мы сталкиваемся ежедневно. В обществе это способ добиться желаемого результата от другого человека.

Но в тоже время провокация чаще всего несёт негативный характер общения.

Но если провокацию использовать в педагогике, подкрепив его научной методологией, то результат применения данного метода будет реален и осязаем. Ни для кого не  секрет что проблема современных подростков-инфантильность. Не связанно ли это с тем что у учеников исчезает необходимость что-либо доказывать, отвечать на провокацию.

Метод провокации при его грамотном использовании может использоваться в педагогике и воспитательной работе как один из методов подготовки ученика ко взрослой конкурентной жизни. Что по нашему мнению и является одной из основных задач школы.